Био,психо,социальные аспекты наркомании и алкоголизма

Лечебный план в реабилитационном центре "Надежда"

1). Симптомы, которые возвращают к употреблению.

2). 4 измерения человеческой жизни. Понимание причин потери контроля.

 

Алкоголиков  и наркоманов часто называют химически зависимыми. Само слово “зависимость” вызывает весьма противоречивые ассоциации. С одной стороны, я зависимый - значит я не свободный, я зависимый - значит я не главный. Это грустно. Появляется саможалость. Но с другой стороны, в зависимости есть приятные стороны. Я не решаю, я не за что не отвечаю.

Один из центральных вопросов: почему люди продолжают пить, после того, как неоднократно пытались бросить?

Вы уже знаете, что алкоголизм и наркомания - это заболевание, у которого есть свои симптомы. Алкоголизм и наркомания поражает все сферы человеческой жизни (впрочем, как и любая серьезная болезнь). Начинаешь лечить одно - вылезает другое.

В человеке существуют одновременно две тенденции:

1. Выздороветь, не пить, потому что больше нет сил, потому что я боюсь умереть, потому что у меня куча проблем в семье, на работе и в душе.

2. Не выздоравливать и продолжать пить, потому что .... я не знаю почему я продолжаю пить.

Алкоголизм и наркомания имеет симптомы, как и любая другая болезнь, которая как раз и возвращает к выпивке после того, как вроде бы принято решение не пить:

1. Компульсивность - периоды бесконтрольного поведения, они кажутся непредсказуемыми, а потому бесконтрольны.

2. Тяжелые и болезненные последствия.

3. Система отрицания.

4. Продолжение употребления.

Есть более мелкое подразделение симптомов. Это резкие смены настроения, изоляция, оборонительная позиция, сокрытие употребления, провалы в памяти, использование алкоголя как лекарства, озабоченность алкоголем.

С одной стороны - это болезнь.

С другой стороны - это выбор.

Выбор должен быть осознанным. Человек по крайней мере должен хотеть не пить - это как минимум. Желательно еще и представлять, что таблеток от алкоголизма нет. Часто осознание проблемы приходит через понимание того, что “Со мной что-то не так”, потом уже “Я болен ...”.И непонятно, что болит сильнее - тело или душа.

Поэты

За городом вырос пустынный квартал

На почве песчаной и зыбкой.

Там жили поэты. И каждый встречал

другого надменной улыбкой.

И т. д.

                                                            А. Блок

Это стихотворение, наверное, о м.м. русском менталитете. И о тех приятных моментах алкогольного опьянения. Алкоголь и наркотик как катализатор и стимулятор вдохновения. Это приятная и заманчивая сторона пьянства и наркомании. Я выпил - и мои горизонты расширились. Я могу все. Я принимаю этот несовершенный мир. Я не могу лишь одного - не пить.

Вот они - зависимость и отсутствие выбора. Жизнь запрограммирована. 1.Выпивка, похмелье, выпивка - запой до изнеможения. 2.Выход (“выхаживание”) с тоской и страхом, с чувством вины и бессилия. 3.Отработка своих “промахов”, раздача долгов (и не только денежных). 4.Зарабатывание себе (морального и материального) права на очередной запой. Многие из рассказов, которые я здесь слышала, несут эту болезненную информацию - это сигнал SOS- у меня нет выбора! Я попался.

4 измерения человеческой жизни

 1.Физиологическое измерение.

Физиологический гомеостаз - недостаток или избыток пищи, телесные ощущения - тело требует ровно столько сколько нужно. Тело и развивает зависимость.

Мы пришли в этот мир не по своей воле. Получили тело и не получили к нему инструкцию. Алкоголик заводит механизм, который ему не подвластен.

Зависимость отличается от желания и выбора. Зависимость возникает незаметно, как время, как возраст, как морщины и выражение лица (цвет глаз тот же, черты те же , но мне не 15, а 30).

На физиологическом уровне алкоголь заменяет естественную пищу и естественные эндорфинны (об этом отдельная лекция). Биохимическое обоснование потери контроля.

2.Эмоциональное измерение.

Я хочу быть частью группы людей. Я хочу быть любимым, значимым. И здесь возникает голод. Дети, если их не брать на руки - умирают, если не общаться интимно - сильно отстают в развитии.

Потребность в прикосновении - сенсорный голод - переходит в естественную потребность в “поглаживаниях” словами, взглядом, и т.д..

Алкоголь и здесь заменяет все. Возникает сначала привычка, а потом заболевание. Привычка, которую нельзя отследить - уже болезнь. Алкоголь седативное средство.

Происходят изменения. Чувства извращаются, замораживаются. Искренность заменяется рационализациями: “Я пью, потому что ...”. Алкоголик не хочет быть больным. Но когда есть зависимость, а у вас хотят отнять - это ужасно. Это не ирония, это факт, это психологический феномен. Хорошие люди продолжают делать плохие вещи.

Отрицание

1 уровень - у меня нет проблем.

2 уровень - у меня есть проблемы, но других это не касается. Здесь включается страх - смогу ли я без этого.

В выздоровлении много боли. Когда отрывается система отрицания, встают все проблемы, а там то люди, которые все это видели, жена, дети, друг, руководитель.

3.Социальное измерение. Насаждается сопротивление выздоровлению.

Все должны пить. Создается искусственная потребность - голод - алкоголь.

4.Духовное измерение. Что такое духовность? Это цели, смысл жизни. Религия - лишь одна форма того, как можно взаимодействовать со смыслом жизни.

Алкоголь заполняет место духовного голода, заменяет отношения с высшей силой. “у меня нет времени думать о высоком”.


КУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНИЧЕСКИЕ  ОСОБЕННОСТИ

АЛКОГОЛОЗМА В РОССИИ

 

ПЛАН

1.Результаты опроса (опыт).

2.Ситуация в стране (социальные аспекты).

3.Как пьют в России.

4.Руссский характер.

5.Адаптация программы (где лазейка для русских).

 

1.Чем отличается русский алкоголик от иностранца?

(Чем севернее, тем крепче напитки.)

Вопросы окружающим?

Что такое алкоголизм?

Какие ассоциации вызывает слово алкоголик?

Какие особенности русского алкоголизма?

 

2.Социальные аспекты (или ситуация в стране).

Как включен алкоголик в социальную жизнь? ”Для пьянства есть такие поводы...”

- присутствие алкоголика в любом социальном событии (продвижение по служебной лестнице, уход в отпуск, день рождения, праздники и т.д.);

- формирование социального стереотипа (много пьет - признак мужественности; кто не пьет - стукач, язвенник, “вшитый”, чужой, и т.п.);

-  смазка в отношениях, детектор лжи (любые отношения между людьми, и деловые в особенности упрощаются, когда появляется выпивка);

- алкоголь - стимулятор творчества (вся богема пьет - отрыв от реальности; см. А.Блок “Поэты”, Довлатов “Заповедник”);

- элемент инициации (выпивка с начальником - введение в свой круг);

- война всегда водка;

- участие в церковной жизни (причастие, религиозные праздники);

Советская действительность:

- водка - валюта, эквивалент стоимости разного рода услуг (починить кран, перенести шкаф, вспахать участок земли, довезти кирпич). “Бутылка” - магический предмет для народа (как, впрочем, и “стакан”);

- алкоголь - средство манипуляции личностью. Пьяным народом легче управлять (алкоголик зарабатывает себе право напиться в очередной раз). Плюс эксплуатация алкоголика - трудовая терапия;

Ситуация в цифрах (1994г.):

16% - алкоголики. Из них 6% - клиническая форма заболевания, 2,5% - обращались за помощью к наркологу. Но 40% населения имеют пристрастие к алкоголю. Причем врачи мира не считают алкоголизм национальной болезнью. (12 - 15% населения мира больно алкоголизмом). В 1993г. от алкоголизма и самоубийств погибло в 10 раз больше, чем за всю афганскую войну.

 

3.Как пьют в России?

Много и с удовольствием, т.к. нет перспектив, нет уверенности в завтрашнем дне. В деревне пьют 100%. Пьют все (даже гуталин). Редко закусывают (закусывают рукавом, хлебом и т.п.) Пьют не для того, чтобы выпить, а для чтобы напиться - причины пьянства иррациональны. Пьют потому, что среда питательная. И редкий человек может позволить себе не пить. Русские как бы борются с водкой. А к пьяницам относятся скорее с жалостью (как к ребенку), как к беззащитному человеку (юродивому).

 

4.Русский характер (как общий способ думать и чувствовать, т.н. мироощущение).

Чем характеризуется русский человек (а также и советский):

- стремление к высшим идеалам, поиск добра и зла. Воспитан на идеалах;

- способность к эмпатии, чувствованию другого человека интуитивно, сердцем. Контакт на уровне стихов. Логический подход к молитве оставляет русского равнодушным;

- страстность (из-за развитой силы воли), максимализм;

- свобода духа, широкая натура, склонность к авантюрам, к “пофигизму”, хулиганству (т.н. экспериментированию с любыми границами) (не согрешишь - не покаешься, не покаявшись в рай не попадешь);

- доброта, поддерживаемая религией. но в то же время русский может быть очень жестоким;

- разносторонняя одаренность, высшая степень требовательности к себе;

- чувство вины, которая есть еще до алкоголизма (“Все перед всеми за все виноваты”);

- религиозность. Влияние православной церкви.

 

5.Где же лазейка для русского народа? Как адаптировать программу АА?

Учитывая стремление к высшим идеалам можно сказать, что русскому человеку не импонирует образ добропорядочного клерка - это скучно. Максимализм проявляется в том, что хочется сразу все (“Я бы взял частями, но мне надо сразу” О.Бендер). Дон Кихот, в таком случае, - русский национальный герой. Т.е. русский человек принимает цель. А религиозность позволяет рассматривать алкоголика позитивно (к нему, впрочем, относятся-то с жалостью). Т.е. он все равно “образ и подобие Божие” - икона. Но икона полуразрушенная, загаженная, заплесневелая. Ее надо расчистить и дописать - это русская ментальность. Но опять же, филистерский идеал нельзя предлагать русскому человеку - он может ответить А.Блоком, и будет прав.

Достаточно важно и то, то русский тяготеет к “мы”, но не к стаду, а к структурированному “мы”. Русскому человеку легче понять систему поддержки других. В России всегда создавались структуры, которые не разрушались под воздействием какого бы то ни было натиска (диссиденты). Приход в “Программу” - воссоздание структуры. И если община, то русскому легче не пить.


ЗРЕЛОСТЬ. ВЗРОСЛОСТЬ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Почему, собственно, встает вопрос о понятии “зрелость”, когда мы говорим об алкогольной зависимости? Что вкладываем мы в это понятие?

С одной, самой внешней, может быть, стороны - это несет возрастной показатель. Есть определенная периодизация психического развития человека:

-детство;

-отрочество;

-юность;

-зрелость.

Но что за этим стоит? Все, кто приходит сюда, уже достиг нужного возраста. Но может ли каждый назвать себя зрелым? Легче, порой заметить незрелость. Когда мы анализируем свои поступки, оглядываясь на свою жизнь, то часто замечаем, что руководствовались там незрелостью собственной личности. Программа выздоровления буквально вынуждает нас “расти”, даже если многие годы наше духовное развитие было приостановлено.

Достаточно неприятно найти в себе такую черту, но надо признать, что незрелость можно преодолеть.

Задайте себе эти вопросы:

(11 вопросов)

Если вы положительно ответили на 2 и более вопроса, то у вас проблема со зрелостью. Если вы можете признать эту проблему и хотите измениться, то у вас определенно есть надежда.

Чтобы стать зрелой личностью, надо повзрослеть.

Характеристики эго-состояний:

Родитель - это состояние формируется из опыта общения со своими родителями, которые имеют право учить и наставлять, наказывать и миловать, оставить без поддержки или опекать. Родитель как бы “сверху”. Он большой, а я маленький. Он авторитарный.

Основные выражения родителя:

-Сколько можно!

-Никогда в жизни!

-Запомни раз и навсегда!

-Молодец! Хорошо сделал! (опекающий Родитель)

-Ну и что?

-Умница!

Основные позы Родителя:

-руки в бок;

-вертикальная морщина на лбу;

-указующий перст;

-покачивание головой;

-руки на груди скрещенные, хмурит брови.

Основные жесты Родителя:

-указующий перст.

Взрослый - это состояние принятия решений, оценки ситуации. Когда один на один с жизнью. Учет фактов. Холодный расчет.

Физические признаки - уравновешенность движений, готовность к сотрудничеству.

Дитя - трогательное создание (или ребенок), того ребенка, который был вынужден слушаться (или не слушаться) родителя. Оправдывающийся или топающий ножкой, упрямый. Он же веселый, любознательный, творческий (творчество - это дело “дитя”), играющий, увлеченный.

Основные выражения:

Все эти 3 эго-состояния обязательно существуют в человеке. Какое-то может преобладать. Каждое из этих состояний по-своему ценно, и существуют ситуации, где без них просто не обойтись. В нашем случае, важно научиться отдать предпочтение взрослому. Дать ему возможность контролировать проявление Родителя и Дитя (ребенка).

Почему это так?

Дитя (ребенок) в нас - он авантюрист. Его главное слово “хочу”. И сила этого “я хочу” может быть невероятной (“Я хочу выпить!” - отдаться состоянию Дитя, значит напиться). Дитя оправдывается, ему бывает стыдно, он может соврать. (“Я пью, потому что ...” - сопротивление лечению и отрицание проблемы. Он прячет бутылку, он в истерике, если ее отберут.) Но состояние Дитя необходимо для получения “кайфа от жизни”. Дитя способен радоваться чему угодно (Ура! Месяц!). Дитя способен творить. Значит Взрослый, все взвесив, определяет, когда можно отдать власть ребенку.

Но как не удивительно, Родитель тоже не всегда ведет себя зрело. Родитель привык давать оценки. Он склонен осуждать других, все его внимание направлено на кого-то (даже если он просто опекает), а не на себя. Здесь появляются такие издержки, как авторитарность, требовательность ...А как же не давать советов, не оценивать?

Т.о., именно Взрослый способен на вещи и называть их своими именами (Я - алкоголик, я бессилен перед алкоголем), он же способен и принять себя целиком, вместе со своей болезнью и вытекающими из нее дефектами характера.

Что характеризует зрелую личность?

1.Принятие на себя ответственности (за свои чувства, поступки, мысли). Осознание своего выбора. Не сваливать вину (или проблемы) на кого-то; не искать причин своего равнодушия или агрессии в ком-то другом (не ты меня разозлил, а я на тебя разозлился). А выбор есть почти всегда.

2.Разумная независимость. Ощущение внутренней свободы. “Я имею право сказать “нет”, и не чувствовать себя виноватым”. Я имею право передумать, имею право делать ошибки и нести за них ответственность.

3.Способность отличать реальность от вымысла. Т.е. быть честным, не подтасовывать факты с выгодой для себя. Трезво оценивать свои возможности и ситуацию. Обещать то, что действительно в состоянии сделать. И жить именно в реальной жизни, в “здесь и теперь”, потому что каждый момент уникален.

4.Обоснованное чувство целостности (собственной личности) и наличие моральных норм. Здесь опять можно вернуться к принятию себя. Человек, принимающий себя целиком, не тратит лишние силы на скрытие своих слабых сторон и переживание чувства вины. Он скорее открыт для развития и личностного роста, более терпим к другим людям.

У него есть как бы внутренний стержень, костяк. Может быть это и есть моральные нормы (духовные ценности), которым он следует по своему внутреннему побуждению, а не потому что боится наказания за их невыполнение.

5.Замена соревнования на сотрудничество. Соревнование предполагает некую конкуренцию, где необходимо доказать, что я лучше (работаю, выгляжу, общаюсь, и т.д.). Часто это сопровождается унижением соперника, явным или неявным образом.

Сотрудничество - это принятие человека таким какой он есть. С ним не надо конкурировать, доказывать, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Он просто такой, какой он есть. Он другой. Он не я. И этим интересен.

6.Гибкость и способность к адаптации. Это предполагает отказ от форм поведения, которые себя исчерпали. Например, если уже произошло принятие болезни, то нет необходимости никому доказывать обратное. Бывает, что у человека в определенный период его жизни был сформирован какой-то навык или какая-то ответная реакция на чье-то воздействие. Но обстоятельства меняются, а старые паттерны поведения остаются и мешают нормально жить. Например, ребенка в детстве наказывали родители, если он что-то не сделал. Это происходило по возвращении с работы отца. Ребенок знал, что отец в любом случае будет ругаться, т.е. быть идеальным невозможно. У него закрепилась реакция на звук отпираемой снаружи двери в виде вздрагивания. И даже будучи взрослым, этот человек продолжает пугаться, когда кто-то открывает дверь своим ключом, а не звонит. Т.е. смысла уже нет, а поведение остается прежним. Также и в процессе выздоровления надо приспосабливаться к новым условиям. И это не только на уровне поведения, но и на уровне мыслей и чувств.

7.Способность сохранять и поддерживать дружбу. Здесь опять встает вопрос о принятии другого человека, о разрешении другому быть другим. Но только об этом. Зрелый человек еще и достаточно смел, чтобы рискнуть быть близким кому-то - ведь всегда есть угроза быть покинутым. Часто люди из-за страха быть преданными вовсе не заводят близких отношений - это показатель не зрелости.

8.Чувство юмора. Вообще, это интеллектуально-эстетическое чувство. Все любят посмеяться, но смотря над чем. Зрелый человек способен посмеяться над собой.

Живя в современном мире, можно прийти к выводу, что незрелому человеку жить удобнее. Но удобнее - не значит лучше. В конечном итоге все равно останешься в проигрыше. Тем более с такой проблемой как алкоголизм.

Незрелый человек - манипулятор.

Зрелый человек не бежит от одиночества. Одиночество - это просто быть одному. Страдание от одиночества - быть одному плюс поток дерьма. Одиночество - это когда ушли все посторонние.

Записаться на телефонную консультацию с врачом
Имя *Телефон *
У ВАС ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ? - ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС
+7 (912) 83-55-990 Круглосуточная горячая линия